Как влияют противогололедные реагенты в Москве на кузов автомобиля?

На московских улицах ежегодно рассыпают тонны различной антигололедной химии. Действие подобных веществ весьма неоднозначно. По словам профессора МГУ Д. Хомякова (зав. кафедры агроинформатики почвоведческого факультета), предельно допустимая концентрация реагентов на столичных дорогах (ПДК) превышена в несколько раз.

По своей природе химически чистые антигололедные реагенты безвредны для человека. Однако при соприкосновении с влагой, снегом, дорожной пылью или монооксидом углерода выхлопных газов эти соединения приобретают новые токсические для живых организмов и опасные для кузова автомобиля свойства. В ходе химико-биологических исследований анализы талой воды показали запредельное содержание хлоридов, сопоставимое с морской водой. А ведь техническая соль, хлориды и сульфаты активных металлов являются причиной химической коррозии металла. Также эти реагенты оказывают разрушающее действие на резину колес, а также лакокрасочные покрытия кузова автомобиля.

Как влияют антигололедные присыпки на человека?

В зимнее время кристаллы соли в составе противогололедных реагентов попросту растворяются в водяной жиже. Летом же эта соль измельчается до пылеобразного состояния и поднимается в воздух, которым дышит человек. Содержание подобных аэрозолей включает тяжелые металлы, а также опасные для здоровья радионуклиды. Документация о допустимом содержании химически опасных веществ в воздухе малоинформативна. К примеру, предельная концентрация солей муравьиной кислоты (формиатов) не должна превышать 80%, NaCI (поваренная соль) — не более 60%. Неточные данные о ПДК опасных веществ не позволяют достоверно определить содержание подобных смесей. Точный состав известен только поставщикам.

В отличие от органических соединений, в паспорте химической безопасности точно указывается максимально допустимая концентрация тяжелых металлов, ртути, мышьяка и др. Содержание их не должно превышать 0,668г/кг (668 грамм на тонну). Таким образом, в состав антигололедных реагентов входит порядка 0,3% тяжелых металлов и других опасных соединений.

Простейшие расчеты показывают, что правительство города тратит огромные средства на химикаты, которые используются не самым эффективным и безопасным образом. Регулярное вдыхание загрязненного токсичными элементами воздуха провоцирует ряд хронических заболеваний внутренних органов и дыхательных путей, являясь причиной онкологических заболеваний, аллергии и генетических мутаций у детей. Серьезный урон здоровью может быть нанесен при больших дозах и объемах вдыхаемого воздуха, но даже небольшая концентрация способна нанести непоправимых ущерб для здоровья. Чтобы уменьшить влияние испарений на организм, необходимо регулярно проводить уборку, а химчистку машины не реже 1 раза в год.

Реагенты и автомобили: воздействие на металл, полимерные покрытия

Дисперсные соединения противогололедных порошков в сочетании с песком оказывают разрушающее воздействие на металл автомобиля. Особо негативно сказывается применение жидких и твердых дорожных смесей.

Причины разрушений:

  1. Коррозия. Содержащиеся в составе антигололедных реагентов хлориды щелочных металлов ускоряют окислительные процессы, протекающие на активной поверхности металла. Важным условием является наличие воды, которая всегда присутствует в снежной жиже. В результате химической коррозии металлическое покрытие кузова автомобиля покрывается ржавой. Процесс коррозии не останавливается. Начинаясь на поверхности металла, коррозия со временем проникает вглубь и ведет к полному разрушению кузовного покрытия.
  2. Электрохимическая коррозия. Наряду с влиянием солей, ускоряют протекание коррозионных процессов также различные металлы с различной величиной электрохимического напряжения (наличие высокоактивных металлов в реагентах). Чем больше разница между этой величиной, тем активнее протекает коррозионный процесс.
  3. Биокоррозия. Также разрушающее действие оказывают различные микроорганизмы, входящие в состав органических реагентов.
  4. Блуждающие токи. Частой причиной электрохимического разрушения являются случайные блуждающие токи, которые создаются на поверхности кузовного покрытия (в местах повреждения лакокрасочного покрытия). В результате токи уходят вглубь почвы, где они контактируют со свободными металлами (железо, медь, цинк). Вследствие окислительно-восстановительного переноса электронов металл кузова в местах образования блуждающих токов окисляется. Чаще подобные явления наблюдаются у крупногабаритных транспортных средств. Владельцам легковым авто не стоит расслабляться: воздействие внешней среды и механические повреждения приводят к снижению термической стойкости покрытия. Поврежденная оксидная пленка кузовного покрытия открывает доступ к влаге, кислороду воздуха, что благоприятствует коррозионным явлениям.

От разрушающего воздействия солей тяжелых металлов страдают подземные коммуникации, металлические опоры и лестницы. Соли дорожных реагентов способствуют необратимым деформациям некоторых полимерных соединений, в особенности каучука (резины автомобильных шин). В то же время пластик (крылья, бамперы) практически не разрушается.

Как защитить кузов от реагентов?

Профессиональные сервисные центры автомобильного детейлинга предлагают множество вариаций защиты кузовного покрытия. Состав химикатов включает синтетический и природный воск, керамику и полимеркомпозитные соединения с активными металлами в качестве модификаторов. Подобные средства прослужат год и более. Например, в HomeCarCleaning предлагают 3 известных производителей защитного покрытия для автомобиля